Игры для формирования лексического состава языка, грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Совершенствование звукопроизношения.

О роли игры в жизни ребенка писали великие педагоги прошлого: Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко. Один из выдающихся русских психологов Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику детской игры. Действительно, игра — основной вид деятельности дошкольников. Вместе с тем, она является и методом, и формой обучения, и средством всестороннего развития личности ребенка. Л. А. Венгер неоднократно говорил о значении игровой деятельности для умственного развития детей, для овладения детьми новыми формами мышления.

Дидактическая (обучающая) игра должна обязательно быть включена в педагогический процесс. Ее сущность и заключается в том, что она позволяет детям решать мыслительные задачи в игровой форме. Используя дидактическую игру, педагоги стремятся перенести радость от игровой деятельности в радость учения. То, что ребенок воспринимает мыслительную задачу как игровую, повышает его умственную активность.

В игре обостряется наблюдательность, концентрируется внимание, запоминание происходит быстрее и становится более прочным. Умственное развитие в игре тесно связано с нравственным воспитанием. В дидактических играх упражняется воля детей. Игры способствуют накоплению чувственного опыта и эстетическому воспитанию.

Впервые система дидактических игр для дошкольников была разработана Ф. Фребелем. В создании отечественной системы дидактических игр выдающаяся роль принадлежит Е. И. Тихеевой. Изучением и методикой проведения дидактических игр занимались А.П.Усова, В. Н. Аванесова, А.И.Сорокина и другие специалисты.

Всем логопедам-практикам знакома книга под редакцией В.И.Селиверстова «Игры в логопедической работе с детьми», в которой известный ученый подчеркивает, что «работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях».

В настоящей работе подобрано восемь многоцелевых дидактических настолько-печатных игр по десяти лексическим темам (Домашние птицы. Собери семью. Домашние животные. Живой уголок. Игрушки. Почини игрушку. Посуда. У белочки в гостях. Одежда. Игрушки. Посуда. Мебель. Фрукты. Мой, моя, мое, мои. Времена года. Зима. Новый год. Украшаем елку. Насекомые. На полянке. Времена года. Лето. Цветы. Лишняя картинка.).

Эти игры способствуют развитию речи детей: пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопро-изношение, развивают связную речь, умение точно выражать мысли, совершенствуют грамматический строй речи. В неразрывной связи с развитием речи в играх осуществляется развитие мышления детей, способности сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать выводы, обобщения. Игры развивают сенсорное восприятие, так как тренируют ребенка в узнавании характерных признаков предметов. Оформленные прекрасным художником, дидактические игры способствуют эмоциональному воспитанию детей.

Игры могут быть использованы на занятиях и во внеучебное время логопедами, воспитателями, дефекте логами, психологами. Некоторые игры предназначены для развития детей разного возраста, другие же имеют вполне конкретный адрес. Естественно, педагоги могут адаптировать любую игру в соответствии с возможностями и уровнем развития детей.

Собери семью

Игра проводится в средней группе в период изучения темы «Домашние птицы» с подгруппой детей. Изображения домашних птиц вырезаются по контуру и снабжаются «липучками». Восемь «липучек» наклеиваются и на большую картинку.

Цели. Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи (правильное использование и образование форм родительного падежа имен существительных с предлогом у и без предлога, образование существительных с суффиксами ~онок, -енок, -япга). Развитие зрительного внимания. Развитие навыков звукового анализа.

Описание игры. Логопед раскладывает перед детьми картинки с изображением взрослых птиц, просит рассмотреть их, вспомнить названия. Если дети затрудняются, логопед сам четко произносит названия и просит детей повторить. Затем выясняет, знают ли дети, какие из этих птиц умеют плавать, при необходимости объясняет, что гусь и гусыня умеют плавать, а петух и курица — нет.

После этого педагог выставляет на наборное полотно большую картинку и просит детей разместить птиц на ней. Дети по очереди подходят к картинке, закрепляют на ней изображения птиц, четко произносят их названия.

Затем логопед показывает детям изображения цыпленка, цыплят, гусенка, гусят. Работа с этой серией картинок проводятся так же, как и с предыдущей.

Игра завершается ответами на вопросы логопеда:

Кто у курицы?

—— У курицы цыпленок. У курицы цыплята.

Кто у гусыни?

У гусыни гусенок. У гусыни гусята.

На следующей день игру можно использовать для закрепления знаний, полученных детьми, и для развития зрительного внимания (игры «Кого не стало?», «Кто появился?», «Что изменилось?»).

В комплект игры входят: большая картинка (девочка у пруда) и восемь маленьких картинок (петух, курица, цыпленок, цыплята, гусь, гусыня, гусенок, гусята).

Живой уголок

Игра проводится в старшей или подготовительной к школе группах в период изучения темы «Домашние животные».

Цели. Совершенствование грамматического строя речи (правильное использование и образование форм дательного, винительного, творительного, предложного падежей имен существительных). Развитие связной речи. Воспитание внимательного и бережного отношения к животным.

Описание игры. Игру предваряет беседа о том, что не все животные, которых держит человек дома, называются домашними. Логопед выясняет, знают ли дети таких животных. Затем на столе раскладываются вырезанные по контуру изображения кота, собаки, попугая, золотой рыбки, черепахи. Логопед предлагает детям рассмотреть и назвать картинки, определить, какие из этих животных не являются домашними.

Затем на наборное полотно выставляется большая картинка с изображением живого уголка. Логопед просит детей найти в живом уголке место для каждого животного и составить об этом предложение.

В старшей группе дети составляют простые предложения:

Я посажу черепаху в коробку.

— Я пущу рыбку в аквариум.

Я положу кота в корзинку. И т. п.

Затем логопед раскладывает перед детьми маленькие картинки с «угощением» для животных, просит ребят поухаживать за зверюшками, накормить их. Закрепляя картинки, дети вновь составляют простые предложения:

Я угощу собаку косточкой.

— Я напою кота молоком.

— Я накормлю черепаху морковкой. И т. п.

В подготовительной группе можно выложить перед детьми сразу весь комплект маленьких картинок и предложить размещать животных, «кормить» их и составлять об этом предложения:

Я посажу попугая в клетку и накормлю его семечками.

— Я посажу собаку на коврик и угощу ее косточкой. И т. п.

В комплект игры входят: большая картинка с изображением живого уголка и десять маленьких картинок (кот, собака, попугай, золотая рыбка, черепаха, блюдце с молоком, косточка, семечки, червячки, морковка).

Почини игрушку

Игра проводится в средней группе с подгруппой из пяти человек в период изучения темы «Игрушки».

Цели. Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи правильное использование и образование форм родительного и творительного падежей имен существительных). Развитие зрительного внимания.

Описание игры. Логопед показывает детям картинки с изображениями игрушек, просит рассмотреть и назвать их. Затем спрашивает, заметили ли ребята, что произошло с игрушками. Дети объясняют, что игрушки поломаны. Проводится беседа о том, как плохо ломать игрушки. Логопед предлагает детям ответить на вопросы:

Без чего машинка?

— Без колеса.

— Без чего мишка?

— Без лапы.

— Без чего паровоз?

— Без трубы. И т. п.

Затем педагог раскладывает перед детьми картинки с недостающими деталями и предлагает «починить» игрушки. Дети прикладывают детали к игрушкам и отвечают на вопросы:

С чем теперь коляска?

— С ручкой.

— С чем теперь чайник?

— С носиком. И т. п.

В комплект игры входят десять предметных картинок (машинка без колеса, самолетик без крыла, мишка без лапы, зайка без уха, коляска без ручки, паровоз без трубы, Бура-тино без носа, столик без ножки, чайник без носика, кукла без руки) и десять маленьких картинок с недостающими деталями (колесо, крыло, лапа, ухо, ручка, труба, нос, ножка, носик, рука).

У белочки в гостях

Игра проводится в старшей или подготовительной к школе группе на подгрупповом занятии в период изучения темы «Посуда» или в период автоматизации звука [Ч] в словах и предложениях.

Цели. Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; употребление предлогов). Знакомство с разными способами словообразования. Автоматизация звука [Ч] в словах и предложениях. Развитие зрительного внимания.

Описание игры. В старшей группе логопед ставит на наборное полотно большую картинку с изображением нарядной белочки у стола, объясняет детям, что белочка ждет гостей, и предлагает помочь белочке. Перед детьми выкладываются картинки с изображениями большой чашки, большого чайника, вазочки, салфетницы. Дети рассматривают и называют предметы, а затем закрепляют картинки на столе и комментируют свои действия:

Я поставлю на стол чайник.

— Я поставлю чашку рядом с чайником. И т. п.

Когда все картинки закреплены на столе, логопед просит детей еще раз посмотреть на них и запомнить, что и как стоит. Затем предлагает ребятам закрыть глаза и меняет в это время одну из картинок на картинку из второго комплекта. Дети открывают глаза, рассматривают картинку и отвечают на вопрос логопеда:

Что изменилось?

— Вместо большой чашки на столе стоит маленькая чашечка. И т. п.

В подготовительной группе можно усложнить задание, заменяя сразу по две картинки, чтобы дети составляли сложное предложение:

Вместо большого чайника появился маленький чайник, а вместо сахарницы появилась салфетница.

Кроме того, в подготовительной группе можно провести работу по ознакомлению с разными способами словообразования. Логопед произносит слова ЧАЙНИК и МОЛОЧНИК, обращает внимание детей на то, что слова похожи между собой, предлагает вспомнить другие названия посуды, сходные с этими словами (КОФЕЙНИК, СЛИВОЧНИК). Затем просит детей подумать, какие еще названия посуды в этой игре похожи между собой (САЛ-ФЕТНИЦА, САХАРНИЦА). Можно попросить детей подобрать еще названия посуды, образованные так же (ХЛЕБНИЦА, СУПНИЦА).

Если игра проводится для автоматизации звука [Ч] в словах, дети прикрепляют картинки (ЧАЙНИК, ЧАШКА, ВАЗОЧКА, МОЛОЧНИК) и называют их. Если игра проводится для автоматизации звука [Ч] в предложениях, дети, прикрепляя картинки, составляют предложения:

У белочки чайник.

Около чайника чашка.

Между чайником и чашкой вазочка.

— Около чашки молочник. И т. п.

В комплект игры входят: большая картинка — белочка и восемь предметных картинок с изображениями посуды (большой чайник, большая чашка, вазочка, сахарница; маленький чайник, маленькая чашечка, молочник, салфетница).

Мой, моя, мое, мои

Игра проводится в подготовительной к школе группе в подгруппе из пяти детей в конце учебного года.

Цели. Расширение словарного запаса (темы: «Одежда», «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Фрукты»). Совершенствование грамматического строя речи (согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое, мои и числительных 2 и 5 с существительными. Развитие мышления (способности к обобщению) и зрительного внимания.

Описание игры. Логопед раздает детям карты, предлагает их рассмотреть, сказать, что на картинках, подумать, можно ли назвать картинки на каждой карте одним словом. Дети называют и обобщают картинки. После этого логопед объясняет, что про одну картинку на каждой карте можно сказать слово МОЙ, про другую — МОЯ, про третью — МОЁ, про четвертую — МОИ. Дети называют свои картинки, согласовывая их названия с притяжательными местоимениями:

Мой •шарф, моя рубашка, мое пальто, мои носки.

Мой мяч, моя кукла, мое ведерко, мои кубики.

Если ведется работа над согласованием числительных с существительными, каждый ребенок получает карточку с цифрой 2, а потом с цифрой 5 и составляет словосочетания:

Два мяча, две куклы, два ведерка, два кубика.

— Пять лимонов, пять груш, пять яблок, пять слив. И т.п.

В комплект игры входят: пять карт с картинками и по

одной карте с цифрами 2 и 5.

Украшаем елку

Игра может проводиться в разных возрастных группах в период работы над темой «Новогодний праздник» с целью развития зрительного внимания.

Цели. Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи (правильное использование и образование форм творительного и родительного падежей имен существительных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, образование относительных прилагательных). Автоматизация правильного произношения звуков [С], [Щ], [Л], [Р] в словах и предложениях. Дифференциация звуков [С]-[Ш], [Л]-[Р]. Развитие зрительного внимания.

Описание игры. Логопед раскладывает перед детьми картинки — елочные игрушки, предлагает рассмотреть их, после этого ставит на наборное полотно изображение елочки и просит украсить ее.

В средней группе дети закрепляют игрушки на елочке и четко называют их.

В старшей группе — составляют простые предложения:

— Я повесил на елку ананас.

— Я украсил елку ‘шариком. И т. п.

В подготовительной группе — комментируют свои действия, составляют распространенные предложения, используя по два определения:

— Я повесил па елку бурого мехового мишку.

—— Я повесила на елку красные бумажные флажки. И т. п.

Когда елка украшена, логопед просит детей запомнить, что висит на ней. Затем дети закрывают глаза, а логопед убирает одну из игрушек.

В средней группе на вопрос логопеда дети отвечают одним словом:

Чего не стало?

— Шишки.

В старшей группе дети дают более полный ответ:

Чего не стало?

— Не стало шишки.

В подготовительной группе дети составляют распространенное предложение:

Чего не стало на елке?

На елке не стало желтого пластмассового колобка.

В подготовительной группе можно усложнять задание, меняя игрушки местами. Тогда дети будут составлять предложения:

Зеленая лягушка и рыжая лиса поменялись местами.

Ватный снеговик и стеклянный ананас поменялись местами.

Так как в подготовительной группе в занятии используются относительные прилагательные, можно поработать над ними до начала игры, когда перед детьми на столе лежит весь комплект предметных картинок.

Если игра используется для автоматизации одного из звуков, выбираются картинки, содержащие этот звук в названиях. Например, для автоматизации звука [С] используются картинки с изображениями СОСУЛЬКИ, СНЕГОВИКА, АНАНАСА, ЛИСЫ. Если звук автоматизируется в словах, то дети называют картинки, закрепляя их на елке. Если звук автоматизируется в предложениях, дети комментируют свои действия:

Я повесил на елку ананас.

Если ведется работа по дифференциации пары звуков, то каждый ребенок получает пару картинок и составляет предложение:

Я украшу елку -шариком и лисой. И т. п.

В подготовительной группе в игре вводятся в активный словарь слова сложной слоговой структуры: ГИРЛЯНДА, СЕРПАНТИН.

В комплект игры входят: большая картинка с изображением елки и двадцать предметных картинок (сосулька, снеговик, ананас, лиса, шар, шишка, мишка, лягушка, петушок, рыбка, кораблик, ракета, груша, гирлянда, серпантин, лодка, колобок, волк, колокольчик, флаг).

На полянке

Игра может проводиться в разных возрастных группах в период изучения темы «Насекомые».

Цели. Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи (использование предлогов в, па, по, с, под, над). Определение наличия звука в слове (выделение общего согласного из ряда слов, определение его места в словах). Развитие зрительного внимания.

Описание игры. В средней группе можно использовать картинки с изображениями жука, паучка и бабочки. Логопед просит детей разместить насекомых на картинке и сказать, где они находятся. Дети составляют предложения:

Жук на колокольчике.

Бабочка над колокольчиком.

Паучок под листочком. И т.п.

В старшей группе детям предлагается весь комплект картинок. Ребята составляют предложения, используя определения:

Разноцветная бабочка летает над колокольчиком.

Маленький муравей бежит по травинке. И т. п.

В подготовительной группе дети составляют распространенные предложения и выделяют «маленькие слова».

Для развития зрительного внимания можно проводить игры типа: «Кого не стало?», «Кто появился?», «Что изменилось?».

В подготовительной группе логопед может предложить детям показать насекомых, в названиях которых есть звук [К] (ЖУК, ПАУЧОК, БАБОЧКА, СТРЕКОЗА), а затем определить место этого звука в словах.

В комплект игры входят: большая картинка с изображением колокольчика и паутинки и шесть предметных картинок (жук, муравей, паучок, бабочка, стрекоза, гусеница). Для того чтобы дети использовали разные предлоги, рекомендуется приклеить «липучки» над колокольчиком, в чашечке колокольчика, на стебель колокольчика, под листок, на паутинку.

Лишняя картинка

Игра проводится в подготовительной группе в подгруппе из четырех детей.

Цели. Расширение словарного запаса (темы: «Полевые цветы», «Садовые цветы»). Классификация растений по месту произрастания (дифференциация полевых и садовых цветов). Совершенствование навыков фонематического анализа (выделение в словах конечных согласных). Совершенствование цветовосприятия и цветоразличения.

Описание игры. Игру предваряет беседа о том, какие цветы известны детям, где эти цветы растут.

Логопед выдает каждому ребенку карточку с изображением трех цветков. Дети рассматривают и называют картинки. Логопед предлагает ребятам подумать, какой общий звук есть в конце названий двух цветков на каждой карточке, а в конце третьего названия этого звука нет. Дети отвечают по очереди:

В словах МАК и ВАСИЛЁК последний звук [К], а в слове ГИАЦИНТ этого звука нет.

— В словах ПИОН и ТЮЛЬПАН последний звук [Н], а в слове ЛЮТИК его нет. И т. п.

Затем логопед кладет перед детьми картинки с изображениями подснежника, колокольчика, гладиолуса и георгина и просит выбрать те цветы, названия которых оканчиваются нужным им звуком.

Можно играть в игру «Лишняя картинка», опираясь на различение по цвету или по месту произрастания. Тогда четыре предметные картинки в игре не используются.

В комплект игры входят четыре карточки с изображениями трех цветков на каждой и четыре предметные картинки (подснежник, колокольчик, гладиолус, георгин).

0

Автор публикации

не в сети 1 неделя

apriori

0
Комментарии: 0Публикации: 201Регистрация: 18-01-2019

Добавить комментарий