ИНФОРМАТИКА И ИКТ

Билеты для государственной (итоговой) аттестации по информатике и ИКТ в устной форме за курс основного общего образования составлены на базе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089). В то же время они учитывают содержание действующих в настоящее время обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приказы Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236 и от 30 июня 1999 г. № 56), которые практически полностью реализуются в основной школе.
Представленные комплекты билетов отражают в полной мере федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования и включают также некоторые устоявшиеся в курсе информатики темы, имеющие свое продолжение в старшей школе и впоследствии присутствующие в экзаменационных материалах на вступительных экзаменах в ссузы и вузы. Представленный экзаменационный материал не зависим от конкретной реализации содержания предмета в существующих учебниках. Комплект можно считать универсальным, поскольку содержание теоретической части ориентировано на федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, а содержание практической части предполагает проверку уровня компетентности в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это подразумевает, что при решении конкретной задачи курса информатики или из любой смежной области знаний необходимо опираться на теоретические знания и практические умения в области ИКТ.
Комплект из 20 билетов является примерным, то есть образовательное учреждение на их основе составляет комплект билетов, непосредственно используемых на экзамене, с учетом содержания учебной программы конкретного учителя, наличия средств ИКТ и используемого программного обеспечения. Содержание практических заданий может быть скорректировано учителем в зависимости от имеющейся компьютерной техники и используемого программного обеспечения.
Экзамен по «Информатике и ИКТ» является экзаменом по выбору учащегося, поэтому предполагается, что содержание, форма и процедура проведения будут скорректированы в конкретном образовательном учреждении в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11(12) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Победителям и призерам регионального этапа Всероссийской олимпиады но информатике можно засчитать экзамен по выбору без проведения процедуры сдачи по диплому или сертификату.
Содержание заданий экзаменационных билетов разработано по основным темам курса информатики и информационных технологий, объединенных в соответствии с государственным образовательным стандартом по предмету в разделы «Информационные процессы» и «Информационные технологии». Содержание раздела «Информационные процессы» подразделяется на следующие темы: «Представление информации», «Передача информации», «Обработка информации. Алгоритмы», «Компьютер», «Информационные процессы в обществе». Содержание раздела «Информационные технологии» состоит из следующих тем: «Технология обработки текста», «Технология обработки графики», «Технология обработки числовой информации», «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных», «Телекоммуникационные технологии».
Комплект примерных билетов по информатике имеет следующую структуру: каждый билет содержит две части — теоретическую и практическую. Теоретическая часть предполагает устный ответ учащихся с возможной демонстрацией на компьютере необходимой для ответа иллюстративной части. Это может быть описание объектов изучения, их существенных признаков, свойств, связей между ними, т. е. раскрытие сущности изученного объекта. Качественные характеристики усвоения изученного материала могут различаться. В каких-то случаях это полнота и системность сформированных знаний, в других случаях еще и прочность знаний учащихся, возможен случай самостоятельного и оперативного применения знаний учащимися. Описанные качественные характеристики являются критериями оценивания результатов обучения учащихся.
Практическая часть содержит задание, которое обязательно выполняется на компьютере. Основная цель данной части экзамена — проверить у выпускника уровень компетентности в сфере ИКТ (сформированность умений оперировать теоретическими знаниями и изученным программным обеспечением, умение применять изученное для решения практических задач).
Каждое из заданий ориентировано на проверку умения выполнять определенный комплекс операций с конкретным программным пакетом, но при этом демонстрируются также общие знания и умения в области «Информатики и ИКТ»: запуск программ на исполнение, чтение и запись файлов данных, выбор оптимального формата хранения и представления объектов. Задание такого формата позволяет выявить степень освоения информационных и коммуникационных технологий, достаточную для продолжения образования.
Содержание практической части должно быть представлено заданиями следующего содержания:
1. Построение алгоритмов:
а) для управления учебным исполнителем (основные алгоритмические
структуры);
б) для обработки величин с реализацией на языке программирования (ветвление, цикл, массив или вспомогательные алгоритмы).
Возможны два варианта реализации по выбору: в среде учебного исполнителя или на изучаемом языке программирования.
2. Работа с файловой системой, с графическим интерфейсом. Организация индивидуального информационного пространства. Работа с архиваторами и антивирусными программами.
3. Создание и редактирование текстовых документов, в том числе с
включением объектов (таблиц, изображений и пр.).
4. Создание графических изображений средствами графического редактора. Ввод изображения через сканер или с цифрового фотоаппарата. Обработка цифрового изображения.

5. Создание базы данных. Организация поиска информации в базах
данных.
6. Работа с электронной таблицей. Построение диаграмм и графиков по
табличным данным. Проведение вычислительного эксперимента в среде
электронной таблицы.
7. Создание мультимедийной презентации на основе шаблонов.
8. Поиск информации в Интернете с применением языка запросов.
К комплекту билетов имеется приложение, где подобраны конкретные практические задания разного уровня сложности по заданным темам. В приложении уровень сложности заданий (отдельных пунктов заданий) помечен звездочкой для лучшего ориентирования учителя при подготовке комплектов билетов. Разный уровень сложности заданий предложен осознанно, поскольку существуют разные типы образовательных учреждений, а также классов в основной школе, отличающихся количеством часов на изучение предмета. Задания, данные в приложении, могут использоваться при подготовке учащихся к экзамену, в случае если для экзамена учителем разрабатываются аналогичные.
По желанию учитель может включить в билеты третью часть в виде задач, ориентированных на более высокий уровень сложности. В этом случае время подготовки учащегося к ответу увеличивается на 15 минут.
Билеты предлагаются в традиционном виде и в виде таблицы возможных сочетаний теоретической и практической частей. Это сделано для равномерного распределения содержания предмета по билетам. Таблица поможет учителю определить минимальную комплектацию билетов для конкретного контингента экзаменуемых.
Рекомендации по подготовке и проведению экзамена и оцениванию ответов.
Примерное время подготовки учащихся к ответу по билетам может быть в диапазоне от 10 до 30 минут. Время ответа на билет в целом не должно превышать 15 минут.
Оценивание ответа экзаменуемого экспертное (складывается из нескольких мнений членов экзаменационной комиссии). При оценке ответа возможно использование традиционной формы оценивания по пятибалльной шкале каждого вопроса и выставление среднего значения в итоге за экзамен. Такой принцип оценивания подчеркивает значимость всех видов деятельности, которым обучен выпускник по предмету.
Возможен иной подход к оцениванию, так называемая «накопительная шкала». Поскольку в соответствии с целями изучения информатики и информационных технологий и требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы во время экзамена проверяются обязательные умения работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты, а также устойчивые навыки применения средств ИКТ в учебной деятельности и в повседневной жизни, экзаменационной комиссии рекомендуется вначале принять практическое задание, которое оценивается дихотомически: сдано / не сдано. Принятая комиссией практическая часть по выбранному жилету означает, что учащийся уже может претендовать на отметку «3».
Далее при устном ответе на теоретическую часть билета учащийся может добавить к имеющимся баллам еще один или два балла в зависимости от качества подготовки. Таким образом, применяется накопительная система оценивания, соответствующая традиционной пятибалльной шкале.
На отметку «4» оценивается ответ в целом на билет, если учащийся при ответе на теоретическую часть билета продемонстрировал системные полные знания и умения по поставленному вопросу. Содержание вопроса учащийся изложил связно, в краткой форме, раскрыл последовательно суть изученного материала, демонстрируя прочность и прикладную направленность полученных знаний и умений, но при ответе на теоретическую часть билета были допущены незначительные ошибки, иногда нарушалась последовательность изложения или отсутствовали некоторые несущественные элементы содержания.
На отметку «5» оценивается ответ в целом на билет, если учащийся при ответе на теоретическую часть билета продемонстрировал системные полные знания и умения по поставленному вопросу. Содержание вопроса учащийся изложил связно, в краткой форме, раскрыл последовательно суть изученного материала, демонстрируя прочность и прикладную направленность полученных знаний и умений, не допускал терминологических ошибок и фактических неточностей.

Билет № 1
1. Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой
природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации:
естественные и формальные языки. Основные информационные процессы:
хранение, передача и обработка информации.
2. Построение алгоритма (основные алгоритмические структуры) и его
реализация в среде учебного исполнителя. Демонстрация полученного алгоритма в среде учебного исполнителя.

Билет № 2
1. Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы.
Единицы измерения информации.
2. Создание и редактирование текстового документа (исправление ошибок, удаление или вставка текстовых фрагментов), в том числе использование элементов форматирования текста (установка параметров шрифта и абзаца, внедрение заданных объектов в текст).

Билет № 3
1. Дискретное представление информации: двоичные числа; двоичное
кодирование текста в памяти компьютера. Информационный объем текста.
2. Создание и обработка графических изображений средствами графического редактора. Ввод изображения через сканер или с цифрового фотоаппарата. Простейшая обработка цифрового изображения.

Билет № 4
1. Дискретное представление информации: кодирование цветного и изображения в компьютере (растровый подход). Представление и обработка звука и видеоизображения. Понятие мультимедиа.
Работа с файловой системой, с графическим интерфейсом (выполнение стандартных операции с файлами: создание, копирование, переименование, удаление). Организация индивидуального информационного пространства (настройка элементов рабочего стола, проверка на вирусы, использование архиватора).

Билет № 5
1. Процесс передачи информации, источник и приемник информации,
канал передачи информации. Скорость передачи информации.
2. Создание мультимедийной презентации на основе шаблонов. Выбор
типа разметки слайда, применение шаблона оформления, цветовых схем и
эффектов анимации. Показ презентации с использованием автоматической
смены слайдов.

Билет № 6
1. Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя (на примере учебного исполнителя). Свойства алгоритма. Способы
записи алгоритмов; блок-схемы.
2. Создание базы данных. Определение структуры базы данных: количество и типы полей, заполнение таблиц (или использование готовых).
Организация поиска информации в базах данных. Создание запросов разной сложности.

Билет № 7
1. Основные алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл;
изображение на блок-схемах. Разбиение задачи на подзадачи. Вспомогательные алгоритмы.
2. Работа с электронной таблицей. Создание таблицы в соответствии с условием задачи, использование функций. Построение диаграмм и графиков по табличным данным.

Билет № 8
1. Величины: константы, переменные, типы величин. Присваивание, ввод и вывод величин. Линейные алгоритмы работы с величинами.
2. Поиск информации в Интернете с применением языка запросов.

Билет № 9
1. Логические величины, операции, выражения. Логические выражения
в качестве условий в ветвящихся и циклических алгоритмах.
2. Форматирование текстового документа. Установка параметров страницы, вставка номеров страниц, колонтитулов, гиперссылок, изменение
параметров шрифта и абзаца.

Билет № 10
1. Представление о программировании: язык программирования (на примере одного из языков высокого уровня); примеры несложных программ с линейной, ветвящейся и циклической структурой.
2. Работа с архиваторами и антивирусными программами. Создание многотомного архива, использование антивирусных программ.

Билет № 11
1.Основные компоненты компьютера, их функциональное назначение
и принципы работы. Программный принцип работы компьютера
2.Построение алгоритма для обработки величин с реализацией на языке
программирования (ветвление, цикл). Отладка программы и получение результатов.

Билет № 18
1. Технология обработки информации в электронных таблицах (ЭТ). Структура электронной таблицы. Типы данных: числа, формулы, текст. Правила записи формул. Основные встроенные функции. Абсолютные и относительные ссылки. Графическое представление данных.
2. Построение алгоритма для управления учебным исполнителем (основные алгоритмические структуры). Демонстрация полученного алгоритма в среде учебного исполнителя.

Билет № 19
1.Основные принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Интернет. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей. Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Назначение и возможности электронной почты. Поиск информации в Интернете.
2.Обработка цифрового изображения в графическом редакторе. Например, устранение дефектов, ретуширование и тоновая коррекция фотографии.

Билет № 20
1. Понятие модели. Информационная модель. Виды информационных моделей (на примерах). Реализация информационных моделей на компьютере. Пример применения электронной таблицы в качестве инструмента математического моделирования.
2. Построение алгоритма для обработки величин с реализацией на языке программирования (линейный массив или вспомогательные алгоритмы).

Приложение № 1
Таблица возможных сочетаний теоретической и практической частей билетов по «Информатике и ИКТ» для основной школы

билета Содержание теоретической части Содержание практической части
1 2 3
1 Понятие информации. Виды информа¬ции Роль информации в живой приро¬де и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естествен¬ные и формальные языки. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации Построение алгоритма (основные ал¬горитмические структуры) и его реа¬лизация в среде учебного исполнителя Демонстрация полученного алгоритма в среде учебного исполнителя
2 Измерение информации: содержа-тельный и алфавитный подходы. Единицы измерения информации Создание и редактирование текстового документа (исправление ошибок, удале¬ние или вставка текстовых фрагментов), в том числе использование элементов форматирования текста (установка пара¬метров шрифта и абзаца, внедрение за¬данных объектом в текст)
3 Дискретное представление информа¬ции: двоичные числа; двоичное ко¬дирование текста в памяти компью¬тера. Информационный объем текста Создание и обработка графических изо¬бражений средствами графического ре¬дактора. Ввод изображения через сканер или с цифрового фотоаппарата Простей-шая обработка цифрового изображения
4 Дискретное представление информа¬ции: кодирование цветного изобра¬жения в компьютере (растровый подход). Представление и обработка звука и видеоизображения. Понятие мультимедиа Работа с файловой системой, с графи¬ческим интерфейсом (выполнение стандартных операций с файлами, соз¬дание, копирование, переименование, удаление). Организация индивидуаль¬ного информационного пространства (настройка элементов рабочего стола, проверка на вирусы, использование архиватора)
5 Процесс передачи информации, ис¬точник и приемник информации, ка¬нал передачи информации. Скорость передачи информации Создание мультимедийной презентации на основе шаблонов. Выбор типа разметки слайда, применение шаблона оформления, цветовых схем и эффектов анимации. По¬каз презентации с использованием авто¬матической смены слайдов
6 Понятие алгоритма. Исполнитель ал¬горитма. Система команд исполните¬ля (на примере учебного исполните¬ля). Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы Создание базы данных. Определение структуры базы данных: количество и типы полей, заполнение таблиц (или использование готовых). Организация поиска информации в базах данных. Создание запросов разной сложности
7 Основные алгоритмические структу¬ры: следование, ветвление, цикл; изо¬бражение на блок-схемах. Разбиение задачи на подзадачи. Вспомогатель¬ные алгоритмы Работа с электронной таблицей. Соз¬дание таблицы в соответствии с усло¬вием задачи, использование функций. Построение диаграмм и графиков по табличным данным
8 Величины: константы, переменные, типы величин. Присваивание, ввод и вывод величин. Линейные алгоритмы работы с величинами Поиск информации в Интернете с применением языка запросов
9 Логические величины, операции, вы¬ражения. Логические выражения в качестве условий в ветвящихся и циклических алгоритмах Форматирование текстового доку-мента. Установка параметров страни¬цы, вставка номеров страниц, колон¬титулов, гиперссылок, изменение па¬раметров шрифта и абзаца
10 Представление о программировании: язык программирования (на примере одного из языков высокого уровня); примеры несложных программ с ли¬нейной, ветвящейся и циклической структурой Работа с архиваторами и антивирус-ными программами. Создание много¬томного архива, использование анти¬вирусных программ

0

Автор публикации

не в сети 2 месяца

apriori

0
Комментарии: 0Публикации: 215Регистрация: 18-01-2019

Добавить комментарий